Вступление

Мотивационное интервью — это клиент-центрированный стиль консультирования. Он появился в 1980-х в условиях лечения (4) алкогольной зависимости, когда было замечено, что вдохновляя пациентов думать и говорить об их собственных причинах для изменения, мы уменьшаем их сопротивление и повышаем мотивацию.

В мотивационном интервью мы принимаем, что амбивалентность — это нормальный человеческий опыт и часто необходимый шаг на пути к изменениям. Это воодушевляет специалистов работать с амбивалентностью, вместо того, чтобы видеть в ней проблему. Наша цель также вдохновить пациента к самостоятельному принятию решений. Специалист действует как гид, проясняя сильные стороны пациента и его надежды, выслушивая опасения и усиливая уверенность в своей способности измениться и, в конечном итоге, происходит совместная работа при составлении плана по изменениям.

Какие существуют научные доказательства эффективности мотивационного интервью?

К моменту создания этого модуля (2014 год) около 200 рандомизированных контролируемых испытаний показали эффективность мотивационного интервью. В основном они проводились в области здравоохранения и злоупотребления психоактивными веществами, но в литературе имеются данные и о пересечении этих границ. Систематический обзор от 2005 года показал, что мотивационное интервью имеет выраженный и клинически значимый эффект в трех из четырех посмотренных, и он представляется лучшим, чем традиционный способ дать совет в 80% исследований. В коротких сессиях, менее 15 минут, мотивационное интервью показало эффективность в 64% исследований. (5)

Более поздний систематический обзор от 2013 обнаружил общее статистически значимое умеренное преимущество мотивационного интервью над сравнимыми методами, в том числе с традиционным способом дать совет. Техника была признана эффективной в многочисленных исследованиях рассматривающих приверженность к совету специалиста, например, о самонаблюдении сахара крови и приема пищи, уменьшения сидячего образа жизни и повышения уровня физической активности. Он так же был связан с повышением приверженности к антиретровирусной терапии и снижением вирусной нагрузки у пациентов с ВИЧ. Однако, он не показал эффективности у пациентов с эпилепсией и с расстройствами пищевого поведения, такими как нервная булимия. (6)

До настоящего времени существуют ограничения, связанные с отсутствием достоверных критериев, было или нет фактически проведено мотивационное интервью в конкретных исследованиях и если да, то как оценить уровень успеха. Последние принятые методы валидации не позволяют исследователям подтвердить это, так же как оценить компетентность, с которой оно проводилось. Это должно явиться стимулом повысить точность предстоящих исследований.

Почему метод работает?

Существует множество теорий, как и почему работает мотивационное интервью. Заметной психологической теорией является теория самоопределения. Она декларирует, что люди более охотно меняются, если задействуются три базовые потребности:

  • Независимость в принятии решений
  • Чувство собственной компетентности в осуществлении изменений
  • Родство, то есть чувство поддержки от значимых людей вокруг (включая медицинских работников).

Согласно другой теории, когда клиент слышит себя (в противоположность — вам), говорящего об изменениях, его мотивация возрастает, и результаты будут лучше. Внутри мотивационного интервью это называется изменяющий разговор (Англ: change talk — высказывания в поддержку изменений, высказывания «За»). В большом количестве появляющихся исследований изучается язык, используемый клиентами, когда они говорят об изменениях и они показывают, что изменяющий разговор — предвестник лучших результатов. (8), (9), (10), (11)

Интересно, что поведение специалиста может влиять на поведение пациента прямым, измеримым образом. Одно обзорное исследование предполагает, что сведение к минимуму поведения специалиста, противоречащего принципам мотивационного интервью (например, несогласие и конфронтация с пациентом), имеет четкое позитивное влияние на результаты. (12)

Некоторые распространенные заблуждения, о том, чем является и чем не является мотивационное интервью

  • Мотивационное интервью — это стиль консультирования клиентов
  • Он сфокусирован на консультациях по изменению поведения клиентов
  • Несмотря на то, что существуют техники, которым можно обучиться, это намного большее, чем просто описание ряда техник. Это можно описать как форму танца, в которой технические шаги интегрированы в более обширный общий стиль
  • Он полагается на использование людьми своих собственных причин для изменения, поэтому никогда не может быть способом манипуляции, чтобы заставить клиента делать то, что он не считает нужным делать в своих лучших интересах
  • Это то, что делается вместе с клиентом, или от его имени, но не над ним или с ним
  • Мотивационное интервью — это не панацея и не обязательно отдельно проводимое вмешательство. Оно может проводиться в сочетании с другими научно обоснованными методами, например, когнитивно-поведенческой терапией
  • Это не быстрое решение проблемы, и часто требуется практика для его эффективного выполнения. Часто требуются повторные консультации с клиентами, и неудачи («срывы») рассматриваются как ожидаемая часть лечения
  • Мотивационное интервью — это не то же самое, что короткая интервенция, хотя их часто путают

Немного теории: в чем разница между мотивационным интервью и коротким вмешательством?

Короткое вмешательство — это другой научно обоснованный подход к консультированию, созданный для влияния на проблемное поведение, например, чрезмерное употребление алкоголя и курение. Короткое вмешательство состоит из намного более широких воздействий, и включает в себя такие подходы как скрининг, короткое вмешательство и направление на лечение. Английская аббревиатура SBIRT (screening, brief intervention, and referral to treatment). (14)

Мотивационное консультирование и короткое вмешательство имеют много общего, например, эмпатию к клиенту и поддержание веры в себя, и часто считается, что они пересекаются друг с другом. Тем не менее, в своих основных правилах короткое вмешательство принимает более директивный стиль, более полагающийся на совет эксперта, в отличие от мотивационного интервью, которое фокусируется на направлении. (15)

Перейти к следующему уроку