Стили общения и мотивационное интервью

Общий подход

Один из способов понять мотивационное интервью это рассмотреть все «помогающие» разговоры как спектр стилей:

  • Директивный
  • Направляющий
  • Сопровождающий

Каждый из этих стилей лучше подходит в определенных ситуациях и может быть исполнен с разной степенью мастерства.

Директивный стиль

Стили общения и мотивационное интервью

Стиль, когда специалист говорит клиенту, что делать и как делать. Он полезен в определенных ситуациях, например, когда мы объясняем клиенту, как ему измерять пиковый выдох или как принимать его варфарин. Но если специалист использует директивный стиль с клиентом, испытывающим амбивалентность по отношению к изменениям, он может непреднамеренно вызвать спор с клиентом, который будет защищать позицию оставить все как есть. Внутри мотивационного интервью это называется «сохраняющий разговор» (англ — “sustain talk”, аргументы за то, чтобы оставить все как есть, высказывания «Против» изменений).

Сопровождающий стиль

Сопровождающий стиль

Это более пассивный стиль, он включает выслушивание клиента и его поддержку, пока тот самостоятельно прорабатывает свою ситуацию. Ситуация, в которой это может быть подходящим, например, когда человек недавно понес тяжелую утрату. Когда вся необходимая поддержка уже оказана, он не нуждается в совете, ему просто нужно, чтоб его выслушали и поддержали. Если же такой стиль применить у пациента с амбивалентностью, мы просто воодушевим его ходить по кругу с его амбивалентностью.

Направляющий стиль

Мотивационное интервью - направляющий стиль

Мотивационное интервью включает направляющий стиль, расположенный в середине спектра. Роль «направляющего» или «гида» — это выслушивать с поддержкой, но также применять профессиональную компетенцию, когда это необходимо. Это можно сравнить с гидом в путешествии, которого нанимают туристы: гид должен сотрудничать с путешественником при составлении подходящего плана. Он не должен говорить путешественнику, что конкретно делать и куда идти, вместо этого он должен просто следовать вместе с ним. В мотивационном интервью гид контролирует общий ход консультации, но ответственность за изменения лежит на пациенте.

Если клиницист использует направляющий стиль с пациентом, который испытывает амбивалентность по отношению к изменениям, он должен построить разговор таким образом, чтобы аргументы в пользу изменений становились сильнее и убедительнее для пациента; так происходит, когда пациент слышит свои собственные аргументы в пользу изменений. Внутри мотивационного интервью это называется «изменяющий разговор» (англ. — “change talk” ).

Немного теории: исправление «выпрямительного рефлекса» [3]

Внутри мотивационного интервью термин «выпрямительный рефлекс» (англ. — “righting reflex”) используется для описания того, что достаточно часто встречается во время традиционной формы консультирования. Это тенденция идентифицировать проблему другого человека и немедленно попытаться исправить ее, используя директивный стиль. Многие верят, что если только удастся убедить пациента в пользе изменений и снабдить его нужной информацией, он изменится. В основе выпрямительного рефлекса обычно просто лежит желание помочь, но парадоксальным образом, это вызывает обратный эффект.

Одно объяснение, почему это может быть неэффективно: люди склонны к амбивалентности к изменениям, они могут видеть аргументы и за и против. Часто они уже много раз слышали логические доводы в пользу изменений. Если они сталкиваются с человеком, который использует выпрямительный рефлекс, они начинают защищаться и сопротивляться. Когда человек слышит только одну сторону спора, у которого, как он знает существует две стороны, это может побудить его встать на другую сторону и защищать ее. Совет может быть встречен объяснением, почему он не работает в его случае. Часто оно начинается словами: «Да, но…».

Это значит, специалист непреднамеренно подтолкнул клиента озвучить и сфокусироваться на причинах против изменений (сохраняющий разговор). Вы должны ожидать столкнуться с сохраняющим разговором во время мотивационного интервью, но ключевой момент здесь — слушать и принимать это, вместо того, чтобы предлагать свои собственные противоположные аргументы, которые фактически могут усилить нежелание пациента меняться.

Вместо этого, вашей целью может быть также вдохновить пациента на разговор, в котором он будет называть причины для изменения, например, когда он говорит, как и почему он может измениться. Исследования показали, что пациенты с зависимостью, которые во время консультации говорят больше высказываний в поддержку изменений, имеют лучшие результаты в отношении их зависимости. [16] [17] [18]

Если клиент предъявляет аргументы против изменений, будет хорошей идеей суммировать то, что он говорил до этого и предложить ему обсудить следующий шаг. Избавиться от выпрямительного рефлекса может быть очень трудным для специалистов, так как директивный стиль формируется и усиливается во время их профессионального обучения. Альтернативой будет воодушевить клиента взять на себя ответственность за то, что, почему и как он будет менять. (3) Это может казаться некомфортным поначалу, ощущаться, как будто теряется контроль над консультацией, но этого не должно произойти. Внутри мотивационного интервью вы можете и должны предложить профессиональный совет, там где это будет подходящим, и спросив разрешения, но вы прежде должны убедиться, что аргументы в пользу изменений исходят от пациента, а не от вас.

Перейти к следующему уроку