- Предисловие
- Вступление
- Стили общения и мотивационное интервью
- Метод мотивационного интервью
- Ролевые постановки: вовлечение (видео интервью — избыточный вес)
- Фокусирование(видео интервью — нездоровый образ жизни)
- Побуждение(видео интервью — низкая приверженность к приему лекарств)
- Планирование(видео интервью — отказ от курения + интервью при срыве)
- Заключение
- Итоговый тест
Вовлечение — процесс установления конструктивных отношений с клиентом и не является уникальным для мотивационного консультирования.
Вовлечение может занимать секунды, а может требовать повторных консультаций для развития. Поначалу клиент может быть не уверен, будет ли консультация полезной и планирует ли он вернуться. Вовлечение должно отвечать на эти незаданные вопросы и создать основу для дальнейшей консультации. Процесс вовлечения должен быть эффективно продолжен, навыки вовлечения используются на протяжении всей консультации, как и во всех дальнейших консультациях. Распространенное заблуждение думать о процессе вовлечения как о том, чтобы быть просто милым и дружелюбным, хотя на самом деле, вовлечение означает связь с клиентом и уверенность в том, что он чувствует, что его понимают.
Мистер Смит, мужчина 60 лет, который пришел к врачу общей практики для пересмотра медикаментов. Он принимает верапамил (160 мг 3 раза в день) и рамиприл (5мг один раз в день). Его АД в настоящий момент 138/88 мм рт.ст. Он весит 110 кг, его рост 172 см, ИМТ приблизительно 37. Врач общей практики поднимает вопрос веса и вскоре осознает, что мистер Смит злится, и что консультация становится трудноуправляемой, если не проводить ее с осторожностью.
Видео: Ролевая постановка, показывающая вовлечение (хотя фокусировка и побуждение здесь также представлены)
Анализ и отчет Стивена Роллника

Четыре процесса
Мы выбрали этот ролик, чтобы проиллюстрировать ценность вовлечения в трудной ситуации, когда специалист хочет поднять сложный вопрос. Вовлечение может сделать этот процесс легче.
На практике четыре процесса — вовлечение, фокусирование, побуждение и планирование не появляются один за одним, и эта консультация хорошая тому иллюстрация. Все три первые процесса присутствуют здесь. Порядок такой: первичное вовлечение, не показанное здесь, затем попытка фокусирования, которая не понравилась пациенту («Вы, наверное, шутите?»), и затем возвращение к просто вовлечению. Затем была вновь попытка повторного фокусирования, во время которой клиент выглядел более сговорчивым, после чего начался процесс побуждения.
Комментарий Стивена Роллника
Было сразу понятно, что мистер Смит разозлился, когда я поднял вопрос веса и это было достаточно обескураживающе. Путем вовлечения я хотел помочь ему почувствовать себя понятым, чтобы он успокоился и я надеялся, что затем он может согласится обсудить его вес.
С целью вовлечения я полагался на рефлексивное слушание, насколько это было возможно, и для начала использовал четыре рефлексивных утверждения подряд. После этого он успокоился и согласился вернуться к фокусированию и поговорить о его весе. Это заняло полторы минуты. С этого момента я начал выстраивать вовлечение на новом уровне, хотя оно и выглядело хрупким.
Затем, чтобы сфокусироваться на весе, я задал простой открытый вопрос: «Что вы чувствуете, когда думаете об этом?» Я продолжал слушать используя рефлексию, чтобы поддерживать вовлечение. После этого он стал высказывать свои опасения по поводу веса (изменяющий разговор). Здесь я использую мотивационное интервью, чтобы извлечь из него: почему он думает, что он возможно, может или должен измениться?
Если вы внимательно изучите ролик, вы можете посчитать мои рефлексивные утверждения и его изменяющий разговор в ответ, в виде циклов или паттернов, которые довольно точно иллюстрируют стиль мотивационного интервью.
Немного теории: ключевые коммуникационные навыки в мотивационном интервью — рефлексивное слушание
Процесс, когда мы слушаем кого-то состоит из двух шагов: сначала мы выслушиваем то, что человек говорит и затем мы даем ему понять, что понимаем его. Рефлективное слушание включает суммирование того, что человек сказал вам своими словами в форме утверждения, не вопроса; рефлексии часто возникают в форме короткого суммирования, догадок или предположений. Они позволяют ухватить смысл того, что человек говорит, думает или чувствует. Эти утверждения не должны быть правильными, потому что если вы ошибетесь, клиент поправит вас. Ваше природное любопытство будет важной отправной точкой для этого.
Наряду с построением вовлечения (показывая, что вы слушаете и оцениваете то, что он говорит), рефлективное слушание также помогает клиенту прояснить, правильно ли вы его поняли, чтобы двигаться вперед. Это особенно полезно для тех клиентов кто расстроен или зол, это помогает им успокоиться и почувствовать, что их поняли.
В мотивационном интервью рефлексивное слушание используется целенаправленно, чтобы помочь пациенту оценить изменения. Это одна из наиболее сильных характеристик процесса побуждения, которое мы продемонстрируем более детально позже в этом модуле.