- Программа модуля
- Предисловие
- Вступление
- Стили общения и мотивационное интервью
- Метод мотивационного интервью
- Ролевые постановки: вовлечение (видео интервью — избыточный вес)
- Фокусирование(видео интервью — нездоровый образ жизни)
- Побуждение(видео интервью — низкая приверженность к приему лекарств)
- Планирование(видео интервью — отказ от курения + интервью при срыве)
- Заключение
- Итоговый тест
Побуждение подразумевает извлечение из клиента его собственной мотивации для определенных изменений, и может иметь место только при адекватном фокусировании, другими словами только тогда, когда и вы и клиент имеете ясную цель для изменений. Побуждение предназначено для того, чтобы вдохновить клиента говорить о том, почему и как он может измениться (изменяющий разговор). Мотивационное интервью в целом (и в особенности его часть, которая называется побуждение) создано, чтобы усилить личную мотивацию и приверженность к определенной цели. Амбивалентность (ощущение двух вариантов по отношению к изменениям) рассматривается как нормальная часть процесса изменений.
Побуждение — это центральная часть мотивационного интервью, и часто на этой стадии становится отчетливо видна его разница от традиционного консультирования. Некоторые клиницисты отмечают, что это самая трудная часть в мотивационном интервью, как для начинающих, так и для развития в ней профессионализма.
Цель — вдохновить пациента стать активным участником процесса изменения, побуждая его собственные, внутренние мотивы для изменений.
Ролевая постановка, демонстрирующая побуждение
Мистер Харрис, мужчина 45 лет, у которого недавно диагностирован диабет 2 типа, находится на приеме у хирурга по поводу ежегодного медицинского обследования. Он курит по 10 сигарет в день, но в настоящее время не интересуется сокращением или прекращением курения. Ему прописан метформин 500 мг 3 раза в день и симвастатин 20 мг на ночь. Его врач проверил его гемоглобин А1с и отметил, что уровень глюкозы контролируется хорошо. Он проверил его последний результат холестерина и заметил, что он повышен, как общий, так и отношение ЛПВП. Оба результата были слегка выше, чем год назад, когда ему были назначены статины.
Врач опасается, что пациент, возможно, не принимает статины как предписано, и что комбинация диабета, гиперхолестеринемии и курения помещает его в группу высокого риска по сердечно-сосудистым заболеваниям в следующие 10 лет. Ролевая постановка нацелена раскрыть процесс побуждения в мотивационном интервью; в реальной жизни пациент может принимать другие медикаменты, такие как аспирин, но в интересах упрощения мы решили оставить симвастатин и метформин.
Анализ и разбор Стивена Роллника

Четыре процесса
Наше предположение было в том, что к середине консультации вовлечение было уже хорошо налажено. Не было необходимости в фокусировании, на чем либо, кроме статина. Это привело нас к побуждению. Я сфокусировался на понимании мистером Харрисом необходимости приема лекарств, вместо того, чтобы убеждать или контролировать его приверженность к лечению. Вместо того, чтобы говорить ему, почему он должен принимать лекарства, я пытался побудить это в нем самом, сопровождая необходимой информацией.
Комментарий Стивена Роллника
Я намеренно воздержался от критики его за неприем лекарств, что заняло бы время и, скорее всего, вызвало в нем чувство стыда. Вместо этого я начал с очень короткого открытого вопроса, «Скажите мне…?» Затем, я попытался снизить темп, и моим следующим вкладом была медленно произнесенная рефлексия: «Значит, вы можете иногда забыть принять статин.» Это пример более сложной рефлексии, догадаться о том, что происходит, и он подтвердил ее верность. Когда рефлексия верная, это может сэкономить время, потому что вам потребуется задать меньше вопросов, чтобы установить точку зрения пациента.
Затем я попытался его побудить, спросив, как он видит пользу приема статинов. Я пытался начать изменяющий разговор, который возник, но не очень сильный. Я упомянул информацию об инсульте, подчеркнув его свободу выбора, и задал ему вопрос о пользе еще раз.
Это открывает дверь в типичный процесс побуждения, когда последовательность выглядит примерно так: изменяющий разговор, рефлексия, более изменяющий разговор, открытый вопрос(«Почему это так?»), более изменяющий разговор («…Я должен с этим что-то сделать»), рефлексия («…возможно вы готовы отнестись к этому более серьезно…») и т.д.
Заметьте, использование приуменьшенных слов, таких как «возможно» дает ему свободу делать собственные умозаключения. Видео заканчивается тем, что мы переходим от разговора, почему он возможно повысит свою приверженность к лечению статинами к разговору о том, как он может это сделать. Это ведет нас к процессу планирования.
Постскриптум к ролевой постановке
После подобной беседы, показанной здесь, мы думаем, специалист направит разговор в сторону планирования. Обоснованный план для мистера Харриса начать принимать медленно высвобождающийся метформин (одна таблетка в день) вечером во время ужина вместе со статином.
Немного теории: ключевые навыки коммуникации в мотивационном интервью — информирование и консультирование
Заблуждением по поводу мотивационного интервью является то, что в нем нельзя давать советы. Вы можете дать информацию и совет внутри мотивационного интервью там, где это будет уместно, например, когда клиент спрашивает об этом, или более спонтанно, когда есть хорошее вовлечение. Советуем спросить разрешения перед тем, как давать совет и предоставлять информацию.
Когда вы даете совет, обычно лучше предоставить как можно больший выбор возможностей, чтобы подчеркнуть самостоятельность клиента. Свобода выбора минимизирует сопротивление и позволяет клиенту прийти к своему собственному суждению о достоверности и важности информации. Часто бывает полезно подчеркнуть, что это право клиента — использовать или игнорировать предоставленную информацию.