Фокусирование — второй процесс мотивационного интервью

Фокусирование — это процесс формирования (с согласия клиента) направления разговора об изменениях. Частая ошибка — это слишком быстрый переход к разговору об изменениях без формирования того, с чем клиент согласен.

Иногда направление для изменений может быть очевидным, в этом случае нет необходимости уделять много времени фокусированию. Часто, например, если клиент, имеет хроническое заболевание, такое как диабет, он может испытывать затруднение, о каком из возможных изменений образа жизни целесообразнее поговорить. Фокусирование полезно в такой ситуации, и его цель — вовлечь клиента в выбор направления для изменений, которое имеет наибольший смысл как для него, так и для вас. Фокусирование включает в себя выражение вашей точки зрения, когда вы описываете возможные варианты для изменений.

Фокусирование также полезно, если вы хотите поднять трудный для обсуждения вопрос в неконфронтационной манере; вы можете просто упомянуть трудную тему как один из вариантов, которые вы могли бы обсудить, давая возможность себе и клиенту обдумать, стоит ли вам разговаривать об этом. Фокусирование это процесс, который может и должен изменяться во времени, даже в течение одной консультации.

Ролевая постановка, демонстрирующая фокусирование

Мистер Джонс, мужчина 45 лет, который недавно начал лечение от гипертонии. Его артериальное давление в настоящий момент в пределах нормы. Его ИМТ 26. Его врач уже осведомлен, отец мистера Джонса умер в возрасте 55 лет от сердечного приступа. В конце плановой консультации по поводу другой незначительной проблемы, он упомянул мимоходом, что хотел бы «прийти в форму». Врач не уверен, что тот имеет виду и хочет исследовать этот вопрос, но уже опаздывает на 50 минут.

Анализ и разбор Стивена Роллника

Фокусирование - второй процесс мотивационного интервью

Четыре процесса

Эта ролевая постановка показывает последние две минуты консультации. У клиента есть два возможных варианта для изменений и поэтому фокусирование было полезным ему, чтобы решить, в каком направлении двигаться, и рассмотреть обсуждение деталей на следующем приеме. В этой постановке показана относительно простая ситуация, но в других ситуациях возможных вариантов для изменений может быть больше.

В этой ролевой постановке я спросил разрешения и затем вернулся назад и предложил клиенту оценить его собственные возможные варианты. Моей дальнейшей целью было достичь взаимного соглашения пойти в том направлении, в отношении которого мотивация была наиболее сильная.

Комментарий Стивена Роллника

Некоторые называют это «момент дверной ручки», когда новая проблема возникает в конце консультации и время уже вышло. Чтобы сократить время, я начал с очень короткого вовлечения (около 45 секунд) в течение которого я задал короткий открытый вопрос «Это вы о чем?» Затем последовало аккуратно подобранное рефлективное утверждение «…и вы замечаете изменения в себе.» Процесс фокусирования занял остальные 90 секунд. Я не давал ему советов, не пытался выпрыгнуть с какой то конкретной идеей. Рациональнее было доверять его его собственным хорошим суждениям и положится на них.

Когда я слушал мистера Джонса, мне хотелось более детально исследовать много разных областей. Возможно, было необходимо прояснить его семейную историю, выяснить, что он имел ввиду, говоря, что не может справиться со своими детьми; тем не менее, прагматически, эти вещи можно обсудить на следующей консультации. Когда времени мало, иногда лучше оценить, что можно исключить, а не добавить. Я выбрал фокусирование в отношении изменения поведения и представил ему несколько вариантов выбора.

Немного теории: ключевые коммуникативные навыки в мотивационном интервью — открытые вопросы

Открытые вопросы побуждают людей размышлять и прояснять, в отличие от закрытых вопросов, которые предполагают короткий и конкретный ответ.

В мотивационном интервью открытые вопросы используются для построения и усиления партнерских взаимоотношений, также как и для выяснения видения пациента своих перспектив и идей насчет изменений. Они так же полезны для побуждения у пациента собственной мотивации к изменениям, процесса, который будет показан в следующей ролевой постановке.

Перейти к следующему уроку