Тренинг навыков диалектической поведенческой терапии

План программы повышения квалификации
«Тренинг навыков диалектической поведенческой терапии (DBT)»
Объем: 36 академических часов


Цель программы

Формирование у специалистов практических навыков применения диалектической поведенческой терапии (DBT) для работы с клиентами, испытывающими эмоциональную нестабильность, стресс и трудности в межличностных отношениях .


Структура программы

Модуль 1: Введение в DBT (4 ак. ч.)

  • История возникновения и теоретические основы DBT (биосоциальная теория расстройств, диалектический подход) .
  • Принципы DBT: принятие, изменение, баланс, иерархия целей.
  • Роль тренинга навыков в структуре стандартного пакета лечения DBT .

Модуль 2: Осознанность (Mindfulness) (6 ак. ч.)

  • Теория и практика осознанности: наблюдение, описание, участие.
  • Упражнения для развития внимания к настоящему моменту.
  • Интеграция техник осознанности в повседневную практику.

Модуль 3: Эмоциональная регуляция (6 ак. ч.)

  • Механизмы эмоциональной дисрегуляции и пути её преодоления .
  • Техники идентификации, понимания и модуляции эмоций.
  • Практические инструменты: «Дневник эмоций», «Проверка действительности».

Модуль 4: Стрессоустойчивость (Distress Tolerance) (6 ак. ч.)

  • Стратегии кризисного управления: приемка, саморегуляция без саморазрушительного поведения.
  • Техники снижения остроты эмоционального напряжения (например, методы «СТОП» и «ТРУД»).
  • Работа с «синдромом спасателя» у терапевтов.

Модуль 5: Межличностная эффективность (Interpersonal Effectiveness) (6 ак. ч.)

  • Баланс между уважением к себе и сохранением отношений.
  • Техники ассертивного общения, установления границ.
  • Анализ конфликтных ситуаций и их разрешение.

Модуль 6: Практикум по проведению группового тренинга DBT (6 ак. ч.)

  • Организация структуры занятий: планирование, ведение группы, управление динамикой .
  • Работа с трудными участниками, поддержание мотивации группы.
  • Ролевые игры и моделирование сценариев.

Модуль 7: Супервизия и саморефлексия (2 ак. ч.)

  • Анализ случаев из практики слушателей под руководством преподавателя.
  • Работа с выгоранием терапевта, этические аспекты.

Методы обучения

  • Лекции с разбором кейсов.
  • Групповые дискуссии и практические упражнения.
  • Ролевые игры и симуляции.
  • Домашние задания: анализ собственных реакций, применение техник в реальной практике.

Формы контроля

  • Тестирование по теоретическим аспектам DBT.
  • Оценка навыков ведения группового тренинга через видеозаписи занятий.
  • Итоговая рефлексивная анкета о личном и профессиональном росте.

Результаты обучения

  • Умение структурировать и проводить групповой тренинг навыков DBT .
  • Навыки работы с эмоциональной дисрегуляцией и межличностными конфликтами.
  • Компетентность в сочетании принятия и изменений в терапевтическом процессе .

Программа соответствует рекомендациям по применению DBT в клинической практике .

Рейтинг