План программы повышения квалификации
«Тренинг навыков диалектической поведенческой терапии (DBT)»
Объем: 36 академических часов
Цель программы
Формирование у специалистов практических навыков применения диалектической поведенческой терапии (DBT) для работы с клиентами, испытывающими эмоциональную нестабильность, стресс и трудности в межличностных отношениях .
Структура программы
Модуль 1: Введение в DBT (4 ак. ч.)
- История возникновения и теоретические основы DBT (биосоциальная теория расстройств, диалектический подход) .
- Принципы DBT: принятие, изменение, баланс, иерархия целей.
- Роль тренинга навыков в структуре стандартного пакета лечения DBT .
Модуль 2: Осознанность (Mindfulness) (6 ак. ч.)
- Теория и практика осознанности: наблюдение, описание, участие.
- Упражнения для развития внимания к настоящему моменту.
- Интеграция техник осознанности в повседневную практику.
Модуль 3: Эмоциональная регуляция (6 ак. ч.)
- Механизмы эмоциональной дисрегуляции и пути её преодоления .
- Техники идентификации, понимания и модуляции эмоций.
- Практические инструменты: «Дневник эмоций», «Проверка действительности».
Модуль 4: Стрессоустойчивость (Distress Tolerance) (6 ак. ч.)
- Стратегии кризисного управления: приемка, саморегуляция без саморазрушительного поведения.
- Техники снижения остроты эмоционального напряжения (например, методы «СТОП» и «ТРУД»).
- Работа с «синдромом спасателя» у терапевтов.
Модуль 5: Межличностная эффективность (Interpersonal Effectiveness) (6 ак. ч.)
- Баланс между уважением к себе и сохранением отношений.
- Техники ассертивного общения, установления границ.
- Анализ конфликтных ситуаций и их разрешение.
Модуль 6: Практикум по проведению группового тренинга DBT (6 ак. ч.)
- Организация структуры занятий: планирование, ведение группы, управление динамикой .
- Работа с трудными участниками, поддержание мотивации группы.
- Ролевые игры и моделирование сценариев.
Модуль 7: Супервизия и саморефлексия (2 ак. ч.)
- Анализ случаев из практики слушателей под руководством преподавателя.
- Работа с выгоранием терапевта, этические аспекты.
Методы обучения
- Лекции с разбором кейсов.
- Групповые дискуссии и практические упражнения.
- Ролевые игры и симуляции.
- Домашние задания: анализ собственных реакций, применение техник в реальной практике.
Формы контроля
- Тестирование по теоретическим аспектам DBT.
- Оценка навыков ведения группового тренинга через видеозаписи занятий.
- Итоговая рефлексивная анкета о личном и профессиональном росте.
Результаты обучения
- Умение структурировать и проводить групповой тренинг навыков DBT .
- Навыки работы с эмоциональной дисрегуляцией и межличностными конфликтами.
- Компетентность в сочетании принятия и изменений в терапевтическом процессе .
Программа соответствует рекомендациям по применению DBT в клинической практике .